В РАМКАХ АКЦИИ «#ПОГОВОРИСПОДРОСТКОМГОМЕЛЬ2022» В КОЛЛЕДЖЕ ПРОХОДИТ МЕСЯЧНИК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА И ТРАВЛИ УЧАЩИМИСЯ ДРУГ ДРУГА, НАСИЛИЯ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Автор: | 25.04.2022

Отечественная и зарубежная статистика показывает, что дети, как правило, чаще становятся жертвами насилия, чем взрослые. Согласно существующей классификации можно выделить три категории насильственных действий:

  • пандемическая (имеющая распространенный характер), к которой относятся физическая и вербальная агрессия между сиблингами, физические наказания родителями детей, воровство, физическая и вербальная агрессия агрессия(деструктивная, аннигиляционная) со стороны окружающих, вандализм, ограбления;
  • острая (имеющая эпизодический характер), к которой относятся изнасилование, физическое и сексуальное оскорбление (злоупотребление), ненадлежащий уход со стороны родителей (попустительское, пренебрежительное отношение), похищение ребенка одним из членов семьи, психологическое насилие;
  • экстраординарная (имеющая чрезвычайно редкий характер), к которой относятся похищение ребенка посторонними людьми, убийство. Жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на все аспекты развития ребенка. Жестокое обращение накладывает отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе, имеющие для ребенка глубокие психологические последствия.

О детях подвергшихся насилию, последствия насилия.

Наверное, уже многие слышали этот популярный психологический термин. Выученная беспомощность или в оригинале «learned helplessness». Это приобретенный опыт, который не дает человеку даже попытаться произвести какие-то действия, ведь он заранее твердо уверен, что у него ничего не выйдет. Примером выученной беспомощности часто приводят опыт  Стива Майерса и Мартина Селигмана с собачками. Синдром выученной беспомощности впервые описали два американских психолога: Мартин Селигман и Стивен Майер. Их определение звучит так: выученная беспомощность — это нарушение мотивации в связи с пережитой субъектом неподконтрольностью ситуации, где результат не зависел от прилагаемых усилий.

Картина выученной беспомощности наблюдается у большинства жертв насилия, как и травматические стрессовые реакции, подозрительность и недоверие, депрессия и суицидальное поведение, импульсивность и поведенческие расстройства, низкая самооценка, потеря интереса к жизни, нарушения половой идентификации.

Уже доказано, что под воздействием каких-либо травматических переживаний, например, из-за того, что дети боятся шага ступить без ожидания унижений, оскорблений, наказаний и воспринимают ближнего как врага, как основной источник опасности – в них развивается пессимизм, безнадежность. Они часто сохраняют эту оценку на всю жизнь, не верят в себя, становятся нерешительными. Поэтому такие дети будут неутомимо пытаться завоевать авторитет, пытаться не быть ничем, а стать всем.

Таким образом различные типы насилия могут иметь различные последствия при развитии ребенка. Побои, наказания, сексуальное домогательство и оскорбления имеют разные, часто противоречивые воздействия на интеллектуальное, психологическое и социальное развитие ребенка. Кроме того характеристика самих ситуаций нанесения оскорблений по-разному влияет на ребенка. На его дальнейшее развитие влияет жестокость оскорбления, степень силы или насилия, частота этих случаев, период, в течение которого происходит жестокое обращение и кто выступает в роли “преследователя-насильника”. Кроме того необходимо различать воздействие самих случаев нанесения оскорблений и насилия от влияния социально-экономических и культурных факторов. Важно также учитывать воздействия факторов внезапного острого насилия или постоянных семейных конфликтов.

Статья Уголовного Кодекса Республики Беларусь

Статья 145Доведение до самоубийства.

  • Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства — наказывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.
  • То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материаль­ной или иной зависимости от виновного — наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Раздел: